Сайт ВЫСШАЯ ЙОГА
Главная Карта Новости Курсы Бхакти О нас Заглавная страница Поиск Отправить письмо
 Основные разделы
ЗОВ ВЕЧНОСТИ
Раскрытие Души
Беседы о Йоге
Всевышней Матери
Супраментал
Практика Йоги
Опросы
Курсы в городах
Поселение
Статьи
Музыка и медитация
Юмор
Книги по ИЙ и сайты
Библиотека
Гостевая книга
Как нам помочь



 ZIP-Архив сайта
ЗОВ ВЕЧНОСТИ
Материалы сайта
Библия
Коран
Бхагават Гита 
 Погода
Другие города
 Совет

Открыть страницу в новом окне
Чтобы открыть страницу в новом окне, нажмите клавишу "Shift" и, удерживая ее, нажмите на ссылку.
Старайтесь не открывать больше 5 окон.

ЗОВ ВЕЧНОСТИ - книга обладающая сильным энергетическим воздействием. Не имеет аналогов в мире. Обязательно прочитайте - не пожалеете!
СДЕЛАТЬ СТАРТОВЫМ | Добавить в Избранное | ВЫСШАЯ-ЙОГА.рф
Молитва 2004 г.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 

Дорогой друг! Введи свой e-mail и получи в подарок музыку для медитации высокого качества!

+ Получи пошаговое руководство - Уроки Высшей Йоги в серии писем, обучающих медитации!


Молитвы

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ МОЛИТВА

ОБРАЗЦОВЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ "МОЛИТВА"
МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Даже странно, что это - Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит? Но прежде чем говорить о смысле этого стихотворения, нам нужно еще раз вспомнить, что слово - не просто словарная единица, не просто обозначение какого-то понятия. В слове аккумулируется не только бытовой, но и культурный, духовный опыт народа. Ничего не зная об этом опыте, мы не сможем правильно воспринять то, о чем рассказывает поэт. Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, вам понятно слово благодатная. Но как вы его поняли? То же ли это самое, что "Земля там благодатная"? Значит, благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство"? В словаре почти так и написано. Но для русского верующего человека прошлого века слово это зна-чило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать - очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать - это божественная сила, помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого - независимо от его заслуг и поступков. Она, как говорили, "путеводит всех". Благодать - это обещание спасения души. Для спасения же и божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная - это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.
Начало ведь довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть..." Поэт не называет, какую молитву, он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них". Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты - они несут на себе основную смысловую нагрузку. Если первая строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения. Все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере. В его стихе все живет и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм. Вы, конечно, заметили антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную - легко, теснится грусть - бремя скатится. От первой к последней строфе меняется и "одежда" слов - звуки. Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися "у" (их здесь целых 13!). Как бы вы ни воспринимали этот звук (для некоторых он - темный, ночной),- существование этого звукового фона вы не можете не заметить (ведь даже во всех четырех рифмах - ударный "у"). Трехстопный ямб этого стихотворения в первой строфе тоже самый "тяжелый": в четырех строках не пропущено ни одно из двенадцати ударений. Но как все преображается под действием "слов живых"! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э"; изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения - строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, и ощутить почти физически это расстояние - от "до" до "после" молитвы. Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений - они описывают состояние души и силу и прелесть (какое замечательное сочетание качеств!) слов, обращенных к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, - все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной - вне его воли. Две последние итоговые строчки - предложения безличные: и верится (ср.: "я стал верить"), и плачется (ср.: "я плачу"), и - как дважды повторенный заключительный аккорд - так легко, легко (в научной грамматике слова типа легко так и называются - категория состояния). Чуточку внимания к синтаксису - и нам передается авторское ощущение существования двух разных сфер, двух разных полей - человеческого и высшего, божественного. Стихотворение Лермонтова целиком лежит в русле лирической традиции 19 века и бесчисленными нитями связано с поэзией предыдущих и последующих лет. И это тоже нужно знать и помнить, чтобы лучше понять Лермонтова. Как интересно, например, сопоставить "Мне грустно и легко" в любовной лирике Пушкина, где эти два слова слиты воедино, и лермонтовское "легко, легко", которое приходит после молитвы и оставляет грусть где-то далеко. И как не вспомнить афористичные строки Тютчева:

"Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…»
/По статье Т. Злобиной, «Русский язык в школе» / 1994, № 3 /

Назад Назад АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ МОЛИТВА Наверх

 

 Анонсы

Практика Йоги и Медитации
Опыты практикующих ВЫСШУЮ ЙОГУ.  Описание мистических опытов и переживаний. Медитации, ИНИЦИАЦИИ, рекомендации и практики.
Подробнее 

О Супраментальной Йоге
Йога Клеток. Описание переживаний, метода практики и восприятие окружающими. Описание Супраментала, Его действия и природы.
Подробнее 

Дневник Медитаций Лены
Опыты высокого уровня практикующей Интегральную Йогу.
Подробнее 

1 ИНИЦИАЦИЯ
Практика раскрытия Души, развитие Сострадания и Любви. Обретение внутреннего сознания и сильной энергии.
Подробнее 

ПОСЕЛЕНИЕ и Ашрам
Приглашаем всех, кто хочет посвятить свою жизнь Всевышнему, познанию Истины и обретению Просветления и Освобождения, принять участие в работе по организации и строительству поселения.
Подробнее 

 Статистика
   © Nikolay S. E-mail   

Лучшая страница
Hosted by uCoz