Дорогой друг! Введи свой e-mail и получи в подарок музыку для медитации высокого качества!
+ Получи пошаговое руководство - Уроки Высшей Йоги в серии писем, обучающих медитации!
Будда, индуизм, язычество...
ИЗУМРУДНЫЙ БУДДА
Если бы в Средние века на буддистских ступах были громоотводы, как сегодня, то возможно, никогда бы не была найдена главная святыня Тайланда - изумрудный Будда. История появления этой загадочной скульптуры туманна точно так же, как окутана тайнами история древнего Сиама.
1782 г. небольшое изваяние из цельного куска зеленого халцедона находилось в самом центре Бангкока в монастыре Ват Пракэо. Это святилище было построено еще при основателе ныне царствующей королевской династии Чакри - Раме I, причем специально для изумрудного Будды. Хотя Ват Пракэо и окружен собственной стеной, вместе с королевским дворцом он образует единый комплекс. По внутреннему периметру монастыря образуется галерея, расписанная сценами из тайского переложения Рамаяны - Рамакиен.
Ват Пракэо, пожалуй, самый классический из всех храмов Тайланда. Правильность, декоративность, красочность, смешение буддистской и индуистской символик, витражи, керамика и черты многих стилевых направлений, на пересечении которых в свое время оказался Сиам. Китайцы, кхмеры, индусы - все они приложили руку к созданию последнего классического тайского стиля - раттанакосин. Лишним подтверждением тому стала модель Ангкор Вата - главного храма кхмерской империи Ангкор, частью которой в отдаленные времена был Сиам и которая сама позже стала частью тайского королевства Аютая.
Раньше на месте храма находилось поселение китайских рыбаков, но генерал Чакри попросил их сдвинуться вниз по течению реки Чаопрая. Он перенес свою резиденцию с противоположного берега - болотистого и часто затопляемого Тонбури - на это стратегически выгодное место. Тогда же были возведены городские стены и дворцовый храм. То, что при королевском дворце обязательно должен быть храм - это аксиома для Тайланда еще со времен первых королевств. И уж коль скоро Рама I занялся восстановлением разрушенной бирманцами тайской государственности, то все ритуалы и традиции должны были быть соблюдены неукоснительно.
Большая золотая чеди или ступа Пхра Си Раттана была возведена в середине XIX века по приказу короля Монгкута, Рамы IV. Она почти стопроцентно воспроизводит форму трех ступ из Аютаи на территории разрушенного королевского дворца. В этом нет ничего удивительного. В Сиаме было обычным делом воссоздавать дворцы и храмы предыдущих правителей.
Вообще ступа - это хранилище для праха. После смерти тело в соответствии с буддистской традицией должно быть кремировано. Прах помещается в урну, а затем она замуровывается в ступу. Естественно, что такая гигантская ступа могла быть только над прахом Будды. И здесь находится частица Будды, которая была передана Тайланду непальским правительством.
Ват Пракэо просто переполнен всевозможными мифическими существами. Например, две ступы, в честь отца и матери Рамы I, поддерживаются ракшасами - злобными персонажами эпоса Рамакиен и главными противниками Рамы. Очень интересно, что Хануман, обезьяний царь, который помогал Раме в борьбе против ракшасов, здесь находится с ними в одном ряду. Это значит, что все они поставлены у подножия храма, дабы охранять его от любого вмешательства. Это же касается и Нага, мифического короля змей и покровителя темных сил. Его символическими изображениями украшены скаты крыш.
Источники сообщают разные даты нахождения изумрудного Будды. Скорее всего, это изваяние было найдено в 20-х гг. XV века. По легенде, в одну из ступ на севере Тайланда в Чианграе попала молния. Ступа раскололась, а внутри оказалась замурована прекраснейшая статуя Будды из зеленого камня. Долгое время она находилась в Чиангамае, пока один из лаосских принцев, который был женат на тайской принцессе, после ее смерти не вывез в 1552 г. реликвию во Вьентьян. Он собирался вернуться, но, как говорится, по семейным обстоятельствам, это не произошло. Он никогда не возвратился в Тайланд. И именно поэтому больше двухсот лет статуя изумрудного Будды находилась в Лаосе. В 1778 г. еще во время правления короля Таксина будущий монарх, генерал Чакри, предпринял поход в Лаос, чтобы вернуть святыню обратно. Экспедиция увенчалась полным успехом. И с момента коронации генерала Чакри, то есть с 1782 г. главная святыня Тайланда навечно заняла свое теперешнее место в Бангкоке в Ват Пракэо. Правда, лаосцы могут с этим и не согласиться.
ПОСЕЛЕНИЕ и Ашрам Приглашаем
всех, кто хочет посвятить свою жизнь
Всевышнему, познанию Истины и обретению
Просветления и Освобождения, принять
участие в работе по организации и строительству
поселения.