Дорогой друг! Введи свой e-mail и получи в подарок музыку для медитации высокого качества!
+ Получи пошаговое руководство - Уроки Высшей Йоги в серии писем, обучающих медитации!
Будда, индуизм, язычество...
БОГИНЯ УТРЕННЕЙ ЗАРИ В ИНДУИЗМЕ
УШАС - (др.-инд. Usas, ср. usas, "утренний свет"), в древнеиндийской мифологии божество утренней зари. Ушас посвящено 20 гимнов "Ригведы". Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; Ушас показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица; ее называют сияющей, блестящей, яркой, золотистой, одетой в свет, красующейся и т. д. Ушас выезжает перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряженной алыми конями или быками, открывает небесные врата (врата тьмы), наполняет вселенную светом, освещает дороги, сокровища, пробуждает всех, приносит богатство, дары, коров, коней, детей (в частности, сыновей), жизнь, славу, дает убежище и защиту. Руководство Ушас певцами подчеркивается особо: она дарует мастерство (РВ I 48, 12), наставляет, вдохновляет певца. Ушас производит на свет солнце (VII 78, 3), готовит ему путь (I 113, 16), приводит его; появляется с лучами солнца, состязается с Сурьей, приходит к нему, выходит из сестры-ночи (IV 52, 1), сменяя ее (X 127, 3). Ушас прокладывает путь и людям: она приготавливает дороги, осматривает их, освещает. Сама Ушас живет в твердыне на горе. Она - дочь неба, но в то же время рождена Сурьей (II 23, 2), и она его жена (VII 75, 5). Вместе с тем Ушас - мать Ашвинов (III 39, 3), богов (I 113, 19), коров и даже мать сложения гимнов (V 47,1); она - сестра ночи и богов, в частности Адитьев, любовница своего отца, Сурьи, Солнца, видимо, Пушана (V 55); особенное значение придается инцестуозным отношениям с отцом-небом. Наиболее тесны связи Ушас с солярными божествами (Сурья, Савитар, Ашвины, Агни и т. п.). Она - "наиболее подобная Индре" (VII 79, 3), и вместе с тем именно с Индрой возникает у нее конфликт: опьяненный собой, Индра разбивает ваджрой колесницу Ушас, но она сама успевает скрыться. В "Айтарейебрахмане" (VII) Шунахшепа возносит мольбы к Ушас, и она освобождает его от пут. Вне "Ригведы" она появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает, хотя ее весьма косвенные следы видят в образе Уши (ср. эпизод об Уше и Анируддхе в "Хариванше" и в "Катхасаритсагаре", VI 31). Архаичность образа Ушас несомненна; ее сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой матери, засвидетельствованных в текстах и в изобразительном искусстве, в частности в Индии времен Мохенджо-Даро. Образ Ушас восходит к индоевропейскому представлению о заре, ее имя тождественно др.-греч. ?Hog, Эос, лат. Aurora, видимо, латыш. Usins, рус. Усень, Авсень.
ПОСЕЛЕНИЕ и Ашрам Приглашаем
всех, кто хочет посвятить свою жизнь
Всевышнему, познанию Истины и обретению
Просветления и Освобождения, принять
участие в работе по организации и строительству
поселения.