Открыть страницу в новом окне
Чтобы открыть страницу в новом окне, нажмите клавишу "Shift" и, удерживая ее, нажмите на ссылку.
Старайтесь не открывать больше 5 окон.
Дорогой друг! Введи свой e-mail и получи в подарок музыку для медитации высокого качества!
+ Получи пошаговое руководство - Уроки Высшей Йоги в серии писем, обучающих медитации!
Боги и божества
СКАНДИНАВСКИЕ БОГИ
В отличие от христианской возвышенности скандинавские боги очеловечены, они испытывают боль, они смертны - ничто не спасло Бальдра от ухода в Хель. Это не абстрактные существа, а люди, наделённые необычными способностями. Склад ума у них человеческий. Скандинавские боги даже ближе к человеку, чем античные. По крайней мере они возникли не из хаоса, а из пота Имира. Именно возникли - органично и самостоятельно. У них нет автора. Всё случилось естественно, само по себе, из камня возник человек, от его союза с ётуншей на свет появились асы: ”И сказывают, что, заснув, он (Имир) вспотел, и под левой рукой у него выросли мужчина и женщина. А одна нога зачала с другою сына. И отсюда пошло всё его потомство - инеистые великаны. А его, древнейшего великана зовём мы Имиром”.
ОДИН - верховный бог скандинавской мифологии, которому в мифологии континентальных германцев соответствовал ВОДАН (ВОТАН). Имеются археологические свидетельства, а также тексты, говорящие о широком распространении культа Водана у франков, англов, саксов, готтов, вандалов. “История Лангобардов” (VII век) рассказывает, как жены воинов этого племени, зная, что Водан предскажет победу тем, кого заметит на поле битвы первыми, сделали для мужей из своих волос бороды, и с тех пор воины этого племени стали зваться “лангобардами” - длиннобородыми.
Полагают, что Один (Водан) символизировал в верованиях германцев мудрость и верховную власть, оттеснив на второе место традиционно главенствующего у индоевропейских народов бога-громовержца Тора, одновременно взяв на себя значительную часть его функций покровителя воинов. Предполагают, что -процесс превращения в верховное божество пантеона, именно Одина, сформировался в Скандинавии. В скандинавской мифологии Один является сыном БОРА и БЕСТЛЫ, дочери великана БЁЛЬТОРНА. Скандинавский ТОР также считался сыном Одина; другими его сыновьями были БАЛЬДР, ВАЛИ и ВИДАР. Атрибут Одина - гунгнир - копье, не дающее промаха, символ его военной власти и военной магии.
Один часто является сеятелем раздоров и распрей. Именно с его броска копьем начинается разрушившая золотой век война между асами и ванами. Он же виновен в распре между конунгами ХЁГНИ и ХЕДИНА.
В “Речах Высокого”, в “Старшей Эдде”, описывается жертвоприношение Одина, которое совершает он сам, когда, пронзенный собственным копьем, он девять дней висит на древе Иггдрасиль, а затем его дед, великан Бельторн, приносит ему мед для утоления жажды и вручает руны - символ мудрости. Описание данного ритуала исследователи почти единодушно считают совпадающим со схожими инициациями шаманов у северных народов. Нет ничего удивительного, что Один считается знатоком колдовства и магических заклинаний, и эти его свойства частично объясняются действием священного меда, называемого иногда “медом поэзии”.
Естественна и функция покровительства Одина певцам, поэтам, скальдам.
Мудрость Одина не ограничивается знанием магических искусств, поскольку он, имея руны - священные письмена, владел знаниями о судьбах мира. Соревнуясь в мудрости с мудрейшим из великанов ВАФТРУДНИРОМ, Один побеждает его.
Один участвует в первичном поднятии земли, в устройстве Мидгарда, является одним из трех богов, нашедших изваяния людей АСК и ЭМБЛЯ на берегу моря в виде деревяшек и ожививших их. В “Прорицании Вельвы” говорится о последней битве богов с силами зла, где Один сражается с волком Фенриром и проигрывает этот поединок. В большинстве мифов Один выступает в паре с Локи, и их близость неоднократно отмечалась исследователями.
ЛОКИ - один из асов, бог с причудливым, необычным характером, которому трудно подобрать аналоги в иных мифологиях. Он самый оригинальный и популярный герой скандинавского эпоса, оставивший память о себе в самых различных жанрах фольклора, вплоть до пословиц и поговорок. Противоречивость его образа породила множество теорий, объясняющих сущность данного бога. Из всех божеств пантеона он единственный, кто связан чуть ли не со всеми мифологическими героями:
он состоит в кровном родстве с Одином и является постоянным спутником Тора. Однако родственниками его были и великаны, и другие демонические существа; Локи участвует в создании людей и построении Асгарда, он же одновременно способствует разрушению сотворенного им мира; втягивает богов в авантюрные приключения и выручает их из самых безвыходных ситуаций, обманывая своих родственников - великанов.
Локи сам создает тяжелейшие ситуации и с трудом, как правило, не без жертв, выбирается из них. Главное в Локи - ум, а точнее - хитрость, коварство, изворотливость и чувство юмора, хотя довольно злого.
Эта сложность образа, видимо, не является результатом слияния различных персонажей и сюжетов из каких-то праисточников, но отражает сам тип озорника-трикстера. Отец Локи - великан ФАРБАУТИ, мать - ЛАУЛЕЙ, 4 жена - СЕГЮН. И в “Младшей”, и в “Старшей Эдде” говорится о кровном родстве Локи и Одина. От Локи Сегюн родила двух сыновей - НАРИ и НАРВИ, а великанша АНГРБОДА родила от него ХЕЛЬ - хозяйку царства мертвых, волка Фенрира и мирового змея ЕРМУНГАНДА. Сам Локи, превратившись в кобылу, родил' восьминого коня СЛЕЙННИРА.
Вместе с Одином-ХЕНИРОМ Локи борется с великаном ТЬЯЦЦИ, который, превратившись в орла, не давал изжариться мясу быка, которое пыталась приготовить себе троица странствующих асов. Локи ударил орла палкой, но палка и руки приросли к телу орла; великан согласился отпустить Локи лишь в обмен на богиню ИДУНН и ее золотые яблоки, обеспечивающие вечную молодость. Локи удалось обманом передать богиню во власть Тьяцци, однако боги, оставшиеся без чудесных яблок, начали стареть. Тогда Локи, взяв у Фрейи соколиное оперение, похитил у Тьяцци Идунн и привез ее в Асгард, а преследовавшего их орла боги убили. Пришедшая мстить за отца дочь СКАДИ потребовала возмещения - ей должны были дать мужа и рассмешить. Второе условие выполнил Локи, приспособивший к своим половым органам козлиную бороду.
С теми же богами Локи добывает сокровища карлика Андвари. У водопада выдра ела лосося, и Локи убил ее камнем. Но выяснилось, что эта выдра - ОТР- была сыном ХРЕЙДМАРА, приютившего асов, так что богам пришлось откупиться золотом. Локи удалось поймать сетью карлика Андвари в образе щуки и отобрать у него драгоценные сокровища, хранившиеся в скале. Среди сокровищ оказались кольца, на которые карликом было наложено проклятие, впоследствии это проклятие перешло на сыновей Хрейдмара - ФАФНИРА и РЕГИНА, а далее - на СИГУРДА и НИФЛУНГОВ. Дальнейшим развитием этого сюжета является скандинавская версия “Сказания о Нибелунгах”.
“Песня о Трюме”, входящая в “Старшую Эдду”, рассказывает о том, как Тор с помощью Локи вернул себе молот - миельнир, похищенный великаном ТРЮМОМ.
По инициативе Локи Тор отправляется в страну великанов в одежде богини Фрейи, в обмен на которую Трюм согласился вернуть его молот. Сам Локи переодевается в одежду служанки богини. Трюм удивляется проявленному невестой обжорству и ее злобному взгляду. Однако Локи удается убедить великана в том, что все эти признаки лишь проявление тоски влюбленной в него Фрейи. Когда приносят молот, с помощью которого должны освятить свадебный обряд. Тор хватает молот, избивает им великанов и благополучно возвращается в Асгард.
Дружба с Тором не мешает Локи срезать у его жены СИВ золотые волосы. Боясь мести Тора, Локи вынужден добывать точно такие же волосы и для этого бьется о заклад с карликами-цвергами, что они не выкуют изумительных сокровищ в башмаках, дающих возможность необычайно быстро передвигаться по воде и по воздуху. Попав в руки Тора, Локи соглашается, чтобы ему отрезали голову, не прикасаясь к шее, поэтому Тору пришлось зашить Локи рот.
Еще одну историю, связанную с Локи и изложенную в “Перебранке Локи", считают неиспользованным шансом скандинавской поэзии создать жанр комедии. Событийно сюжет небогат: на пиру богов у морского великана ЭГИРА Локи нарушает спокойствие, убивает слугу, а затем начинает обличать присутствующих, обвиняя богов в трусости, а богинь - в распутстве. Боги решают примерно наказать Локи, и хотя он, превратившись в лосося, прячется в водопаде Франангр, асы ловят его и связывают кишками его собственного сына Нари. Дочь великана Тьяцци Скади, не забывшая старую обиду, вешает перед лицом Локи змею, яд которой мучает его. Содрогания Локи вызывают землетрясения.
Столь трагический (изложенный прозой) финал второй части не соответствует настрою первой части - поэтической песни, где Локи блистает юмором и язви-тельностью.
В варианте “Младшей Эдды” рассказу о ловле Локи предшествует мотив изобретения им первой рыболовной сети. Хотя Локи предусмотрительно уничтожает ее, боги восстанавливают сеть по ее отпечаткам.
До сих пор не утихают дискуссии, предметом которых является интерпретация образа Локи. Его имя связывают через народную этимологию со словом “лот” - “огонь”, и в свое время Я. Гримм, а вслед за ним и другие исследователи предлагали считать Локи богом или демоном огня, а далее - его добытчиком, культурным героем вроде Прометея. Позже имя “Локи” стали рассматривать как производное от глагола “лукан” - “запирать* и считать Локи богом, созданным для инициации “схлопыва-ния мира” - то есть его конца и возвращения к исходному хаотическому состоянию- Связывали Локи с фигурами греческих титанов, с Люцифером, с различными демонами мифологии континентальных германцев; искали корни его происхождения от паука, сети которого на-шведском языке обозначаются словом, близким к имени этого бога.
Следов культа Локи не обнаружено ни в Скандинавии, ни в местах расселения континентальных германцев.
ТОР (ДОНАР) - в германо-скандинавской мифологии бог грома, грозы, плодородия, защищающий богов и людей от великанов и иных злых сил. На европейской территории расселения германских племен ему был посвящен тот же день недели, что в Риме - Юпитеру. Однако в отличие от иных богов-громовержцев Тор не является полновластным главой пантеона германо-скандинавских божеств, поскольку ряд его функций в мифологии приняли на себя Один и ТИУ (ТЮР).
Тор, в скандинавской мифологии имеющий прозвище ВЕОР, ВИНГИР, ХЛОРИДИ, а в метафорических определениях скальдов “сын отца человечества”, “управляющий козлами”, “друг бога и людей”, “крушитель головы ХРУН-ГНИРА”, “ужас трусов”, относится к асам, будучи сыном Одина и ЙОРД, что буквально означает “земля” (либо ХЛОДИН, ФЬОРГУН).
Жилище Тора на небесах - Трудхейм, неотъемлемый атрибут его - молот, который первоначально, очевидно, был каменным, но в “Младшей Эдде” описывается железный молот, изготовленный карликами-цвергами в числе других-сокровищ асов. В песнях скальдов его молот часто называют золотым, скорее всего это просто поэтический эпитет.
Этого оружия Тора боятся все злые силы, а особенно великаны - Етуны, стремящиеся похитить этот молот либо сделать так, чтобы Тор оказался в их власти без молота и пояса силы. Другой постоянный атрибут Тора - повозка, запряженная козлами.
Наиболее развернутая история “Эдды”, касающаяся Тора, - это “Песнь о ХЮМИРЕ”. Тор в сопровождении Тюра отправляется к великану Хюмиру за котлом для варки пива для предстоящего у Эгира -морского великана - пира. Получению котла предшествуют серьезные испытания, главное из которых - рыбная ловля. Для этого Тору приходиться победить могучего быка и сделать из него наживку для ловли рыбы. Во время рыбалки Тор достает со дна моря самого мирового змея; потом Тору приходится перенести ладью великана, а затем (по совету жены великана) он разбивает о его лоб кубок. На обратном пути один из козлов Тора охромел, однако в “Эдде” этот мотив не развернут.
Рыбная ловля Тора упоминается в поэзии скальдов, в так называемых “Щитовых Драпах” - стихотворениях, в которых описываются картины, изображенные на драгоценном щите, который подарил скальду конунг. Отметим, что у скальдов картина рыбной ловли более живописна, чем в “Эдде”; Тор и змей обмениваются друг с другом взглядами; Тор сверху, из лодки, замахивается молотом, а змей снизу, из моря, изрыгает на него яд; подчеркивается сила Тора, ужасный вид змея, безобразие великана и чувство взаимного гнева всех трех героев.
В “Младшей Эдде” “рыбалка Тора” описана как самостоятельный эпизод, включающий новые подробности. Когда Тор бросает в змея свой молот, перепуганный великан перерезает ленту, и Тор бьет его по уху, от чего великан падает за борт.
В другом месте рассказывается, отчего стал хромым козел Тора. Оставшись ночевать у какого-то крестьянина, Тор жарит на ужин своих козлов, а когда все присутствующие насыщаются, воскрешает животных. Однако один козел оказывается хромым, так как ТЬЯЛЬВИ, сын хозяина, во время ужина, несмотря на предупреждение Тора, желая полакомиться костным мозгом, повреждает кость козла. В качестве возмещения ущерба Тор берет к себе в услужение Тьяльви и его сестру РЕСКВУ.
В сопровождении новообретенного слуги Тор отправляется в Етунхейм к великану ХРУННГНИРУ, который похвалялся, что убьет богов и уведет богинь Фрейю и Сив. Тор победил великана, разбив ему голову своим молотом. Тьяльви опрокинул глиняного великана МЕК-КУРКАЛЬВИ, специально слепленного для борьбы с Тором. Сам Тор был ранен в голову жерновом, а нога убитого Хрунгира придавила ему горло. МАГНИ - могучий сын Тора освобождает отца от придавившей его тяжести, а волшебница ГРОА почти вынимает осколок камня из головы раненого, однако не довершает дела, бросив свои заклинания на полпути, когда узнает о скором возвращении своего мужа.
В том же источнике рассказывается о том, как Локи был пойман великаном ГАЙРРЕДОМ и в обмен на свободу соглашается заманить Тора без молота, без пояса силы во владения великана. По пути Тор останавливается ночевать у великанши ГРИД, матери одного из асов - ВИДАРА-Молчаливрго. Грид одалживает ему пояс силы, железные перчатки и свой жезл (посох). Тор в сопровождении Локи переправляется с помощью заклинаний через реку Вимур, которую заставляет переполняться стоящая у ее истока дочь великана Гейрреда. С помощью даров Грид Тор избегает смерти на заколдованной скамье - троне великана, а затем хватает железными рукавицами раскаленный кусок железа и убивает Гейрреда.
В другом месте “Младшей Эдды” говорится о приключениях Тора, странствовавшего в сопровождении Локи, Тьяльви и Ресквы в Утгарде, у великана СКРЮМЕРА. Тор и его спутники остаются ночевать в рукавице великана, приняв ее за хижину; Тор не может развязать мешок великана; удары его молота великан принимает за шум падающих листьев и желудей; громовержец даже с третьего раза не может выпить до дна наполненный водой рог великана и не может приподнять большого серого кота, принадлежащего хозяину.
Не лучшим образом показывают себя и его спутники: Локи ест медленнее, чем его соперник ЛОГИ, а Тьяльви бежит медленнее, чем ХУГИ. В конце концов выясняется, что Тор пытался бороться с тем, что сильнее бога, - с основными элементами мироздания: Хуги - это мысль, Логи - огонь, Элли - старость, кот - мировой змей. Кубок же великана соединен с самим мировым океаном, а удары молотом Тор наносил по твердой скале. Свой успех (как-никак ему удается слегка поколебать основы самого мироздания) Тор по незнанию воспринимает как поражение.
В подавляющем большинстве сюжетов Тор производит впечатление простодушного и благородного силача, недостаток ума которого восполняют его спутники. Однако в “Речах Альвиса”, в “Старшей Эдде”, Тор проявляет хитрость и коварство, устраивая проверку знаний по мифологии сватающегося к его дочери карлика Альвиса. Экзамен затягивается до рассвета, и при первых лучах солнца карлик превращается в камень.
В некоторых источниках Локи называется братом Тора, но именно по отношению к нему Тор однажды проявляет решительность и суровость: в “Перебранке Локи” не в меру расшутившегося бога может остановить только громовержец угрозой применить для наведения порядка свой страшный молот.
ТЮР (германский ТИУ) исходно, вероятно, соответствовал греческому Зевсу и был богом неба. Тацит описывает его под именем Марса, а “Младшая Эдда” воспевает его мудрость и смелость в поединках. В мифе об обуздании асами волка Фернира Тюр теряет в пасти зверя свою руку, и отсюда эпитет - Однорукий.
В процессе эволюции религиозного мировоззрения ТЮР, видимо, растерял значительную часть своих функций, и в мифологии ему уделяется весьма незначительное место. Он сопровождает Тора в походе к Хюмиру за котлом для пива, а во время последней битвы, предшествующей концу света, Тору предстоит сразиться с демоническим псом ГАРМОМ, двойником волка Фернира, который вырвется из пещеры Гнипахелмер. В этой битве они оба падут.
ХЕЙМДАЛЬ. В скандинавской мифологии упоминается с эпитетами “светлейший из асов”, “предвидящий будущее”, прозвища его - “златорогий” и “златозубый”. Появляется он обычно на коне “с золотой челкой”.
Хеймдаль живет в Химинйорге (на небесных горах), расположенном у моста Биврест. Это место примечательно. Мост-радуга между небом и землей станет местом последней битвы перед концом света. Когда сыны МУСЖЕЛЛЯ для схватки с богами перейдут мост, он рухнет.
Еще в “прологе конца света” Хеймдалю предстоит схватиться с Локи, с которым они сражались, приняв обличье тюленей, за драгоценности Фрейи - Брисинга-мен.
Трактовка этого бога сложна из-за отрывочности сведений о нем в мифологии, и со временем она изменялась. Хеймдаля считали персонификацией радуги, Млечного пути, солнечным, лунным божеством, приравнивали то к архангелу Михаилу, то к различным демонам. Несомненна лишь его роль бога-стража, охраняющего от незваных пришельцев обиталище других богов.
Предполагают, что его прозвище “златорогий” может быть связано с первоначальной зооморфностью этого бога, а образ Хеймдаля, трубящего в рог и возвещающего о конце света, может быть более поздней трактовкой, которая появилась уже во времена христианства.
ХЕНЕР (Хенир). После войны асов и ванов он был отдан ванам в качестве заложника. В мифах упоминается о его участии в оживлении деревянных изваянии людей, а также в истории с похищением ИДУНН, когда он принимал облик орла. Согласно “Прорицанию Вельвы”, после гибели богов и мира Хенер останется жить в обновленном мире.
БАЛЬДР - любимый сын Одина и ФРИГГ, прекрасный юный благостный бог, живущий в чертогах Брейдаблик, где нет дурных мыслей и поступков.
Несколько источников дают примерно одинаковую историю Бальдра, согласно которой еще в юности ему стали сниться вещие сны, предсказавшие угрозу его жизни. Узнав об этом сне, асы решили оградить юного бога от опасностей, и Один отправляется в царство мертвых Хель, чтобы узнать там у провидицы Вельвы судьбу Бальдра. Выясняется, что ему предстоит умереть от руки слепого бога ХЕДА. Мать Бальдра Фригг берет клятву со всех живых существ и со всех предметов, что они не принесут вреда ее сыну. Богиня не приняла во внимание лишь омелу. И однажды, когда боги развлекались тем, что стреляли из лука в ставшего неуязвимым Бальдра, Локи, узнавший о недосмотре Фригг, подсунул слепому Хеду вместо обычной стрелы прут омелы, которая принесла смерть Бальдру.
Тело Бальдра принесли к морю, положили в ладью и сожгли вместе с ней. Смерть Бальдра является предвестием гибели богов и всего мира. В мире новом, которому суждено возникнуть после гибели старого, Бальдру суждено возродиться и помириться со своим убийцей Хедом.
Есть и другой вариант смерти Бальдра, где он, юный полубог, влюбился в Нанну, сводную сестру Хеда. Хед убивает Бальдра мечом Миммингом, и за погибшего героя мстит сын богини РИНД и Одина.
НЬОРД - бог из числа ванов, отец ФРЕЙРА и ФРЕЙИ, после войны асов и ванов стал заложником у асов и женился на СКАДИ - богине-охотнице и лыжнице. В “Старшей Эдде” рассказывается о том, что в конце света говорится ванам. Сам бог живет вместе с асами, но не теряется связь с миром средним. Ньорд властвует над морем, ветром и огнем, покровительствует мореплаванию, рыбной ловле и охоте на тюленей.
Как и остальные ваны, НЬОРД является и божеством плодородия.
Скади, явившаяся мстить за отца-великана, убитого асами, согласилась заключить с ними мир при условии, что они рассмешат ее (это удалось, как уже упоминалось, Локи) и дадут мужа. По условию мужа следовало выбирать по ногам, и Скади, думая, что перед ней прекрасный БАЛЬДР, выбрала на самом деле Ньорда
ПОСЕЛЕНИЕ и Ашрам Приглашаем
всех, кто хочет посвятить свою жизнь
Всевышнему, познанию Истины и обретению
Просветления и Освобождения, принять
участие в работе по организации и строительству
поселения.