Открыть страницу в новом окне
Чтобы открыть страницу в новом окне, нажмите клавишу "Shift" и, удерживая ее, нажмите на ссылку.
Старайтесь не открывать больше 5 окон.
Дорогой друг! Введи свой e-mail и получи в подарок музыку для медитации высокого качества!
+ Получи пошаговое руководство - Уроки Высшей Йоги в серии писем, обучающих медитации!
ФИЛОСОФИЯ ИСЛАМА
Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо
ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: “Нет бога
кроме Аллаха и Мухаммед пророк его”. В этом изречении чётко и определённо
выражена идея монотеизма, доведённая до своего наиболее последовательного
завершения именно в исламе. Здесь только один Аллах - бог единственный,
безликий и всемогущий, мудрый и всемилостивейший, творец всего сущего и
его верховный судья. Слово и волю Аллаха, его заповеди и суть учения донёс
до правоверных великий пророк Мухаммед.
Главной и, пожалуй, единственной особенностью философии ислама
является её неотрывная связь с главным источником вдохновения всего
арабского мира, с Книгой Жизни - Кораном. Доктрины исламской философии
опираются на её содержание и делают попытки осмыслить или “растолковать”
смысл, заложенный в Священном писании. Поэтому возьму на себя смелость
применительно к исламской философской мысли уровнять такие понятия, как
“философия” и “теология”. Такой выдающийся ум, как Авиценна, для того
чтобы выпустить в свет свои труды, был вынужден вписывать в них упоминания
имени Аллаха, по воле которого происходили “чудесные исцеления”.
Омар Хайям, математик, поэт и врач, писал:
Существующие вещи не созданы Всевышним Аллахом все вместе, а Он создал их в
нисходящем порядке, отправляющемся от него в виде цепи порядка.
ИБН-РУШД, родившийся в Кордове философ, писал:
Философия - это спутница и молочная сестра религии.
Исследование, опирающееся на доказательство, не ведет к противоречию с тем, что
дала религия, ибо истина не противополагает себя истине, но согласуется с ней и
служит доводом в ее пользу.
На рубеже VII-VIII вв. в мусульманской среде велись дискуссии по
основополагающим основам вероучения: об отношении к греху и о мере
загробного воздаяния, о природе и атрибутах Бога и свободе воли, о природе
Корана и т. д. Противоречивость основных источников ислама - Корана и
Сунны - давала широкие возможности для различных толкований проблем
догматики. Идейные расхождения среди мусульманских теологов привели к
образованию в середине VIII в. ряда влиятельных религиозно-политических
группировок, каждая из которых претендовала на выражение истинного
правоверия.
В полемике богословов Египта, Сирии, Ирака и Ирана особое место
занимал спор о предопределении - божественной детерминированности
происходящих в мире явлений, включая человеческие действия. Сторонники
учения об абсолютном предопределении получили название джабаритов (ар.
джабар - принуждение). Они утверждали, что Бог создал каждого человека
вместе с его характером, способностями и будущими поступками, и поэтому
человек не может влиять на свой жизненный путь.
Омар Хайям (1048-1131 гг.) писал:
В Книге Судеб ни слова нельзя изменить.
Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить.
Можешь пить свою желчь до скончания века:
Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить.
В день, когда оседлали небес скакуна,
Когда дали созвездиям их имена,
Когда все наши судьбы вписали в скрижали, -
Мы покорными стали. Не наша вина.
В противоположность джабаритам сложилась школа мыслителей,
развивавших тезис о свободе человека в выборе своих действий. Пропагандистов
этого учения называли кадаритами.
Существование различных религиозных группировок и их идейные
столкновения с представителями других религий породили мусульманскую
теологию - калам. Она давала догматам ислама толкование, основанное на
разуме, а не на слепом следовании религиозным авторитетам. Основная
установка сторонников калама (мутакаллимов) выражена в тезисе “Следуй
одному только разуму”. Проблематика калама отражала главные темы дискуссий
религиозно-философского характера, непосредственно связанные с догматикой
ислама (извечность или сотворенность Корана, ответственность человека за свои
действия, судьба грешника в потустороннем мире, единство Бога и
соотношение его сущности и атрибутов, качества руководителя мусульман).
С момента своего возникновения калам не представлял целостного учения.
В средневековой арабо-мусульманской истории он был представлен
совокупностью школ.
Первым крупным направлением калама стала школа мутазилитов (ар.
отделившиеся), игравших значительную роль в религиозно-политической жизни
Дамасского и Багдадского халифата в VIII-IX вв. Главным основоположником
мутазилизма был Васыл ибн Ата. Учение ориентировалось на традиции
Аристотеля и неоплатоников. Рационализм доктрины выразился в утверждении
приоритета разума над верой и отрицании всяких убеждений, принятие которых
не предваряется сомнением в их истинности. Основные положения мутазилизма
были сформулированы в начале IX в. К их числу относится тезис о
божественной справедливости, предполагающий свободу человеческой воли.
Мутазилиты признавали трансцендентность Бога, предполагавшую отсутствие
какого-либо сходства между ним и его творениями, в том числе и человеком.
Проповедуемый строжайший монотеизм предполагал не только отрицание
многобожия, но и отрицание реальности и извечности созданных
человеческими представлениями божественных атрибутов. Признание Корана
вечным и несотворенным, по их мнению, могло рассматривается как скрытое
признание второго Бога.
Главными оппонентами рационалистических движений в рамках
мусульманской теологии выступили сторонники суннитского традиционализма.
Провозгласив принцип строгой опоры на Коран и Сунну, они утверждали
необходимость принятия веры без рассуждений, исповедуя безусловность
божественного предопределения. Они выступали за запрет на любые
нововведения в области вероучения и права, не имеющие прямого обоснования
в священных исламских текстах. Их идеалами стали социальные и этические
ценности раннего ислама - нестяжательство, осуждение роскоши,
предпочтение скромной и воздержанной жизни.
Наиболее ярко традиционалистские идеи воплотились в проповедях и
догматических трактатах ханбалитской школы, названной по имени ее
основателя Ахмада ибн Ханбала (780-835).
Ханбалитство возникло как своеобразная реакция на распространение
мутализской доктрины и выразило взгляды крайне консервативных сторонников
мусульманского традиционализма. Его социальной опорой стали, как всегда,
низшие и средние слои общества. Догматические представления ханбалитов
отличались простотой и доступностью. Провозгласив принцип строгой опоры на
Коран и Сунну, на знание, освященное авторитетом пророка Мухаммеда и его
сподвижников, теологи-традиционалисты утверждали необходимость принятия
веры без рассуждений, исповедовали безусловность божественного
предопределения. Они так же выступали за запрет на любые нововведения в
области вероучения и права, не имеющие прямого обоснования в священных
исламских текстах, на свободное обсуждение проблем религии.
Суфизм. С XIII в. произошло сближение калама и арабо-мусульманской
философии. Огромное влияние на развитие духовной культуры и общественно-
политическую жизнь мусульманского Востока оказал суфизм - мистико-
аскетическое направление в исламе. Суфизм (тасаввуф) возник в VII-VIII вв.
Начало его формирования связано с движением мусульманских подвижников
аскетов, призывавших к отрешению от мирского, возводивших в культ
бедность.
В проповедях ранних суфиев нашли выражение пессимистические
настроения, навеянные всепоглощающим страхом перед божьим судом, мысли
о тленности земных наслаждений, звучали мистические мотивы
всепоглощающей, бескорыстной любви к Богу и стремления сблизиться с ним.
Наиболее влиятельными среди суфийских школ стали багдадская,
куфийская, басрийская и хорасанская.
В основе суфийского учения лежит интуитивное познание Бога, внутреннее
эмоциональное осознание религиозных истин - “духовный опыт”. Суфий
должен пройти трудный и долгий путь религиозно-нравственного
самоусовершенствования, духовного очищения и самоуглубления, отрешения
от мирского “я”. Искомая высшая цель достигается только в результате
специальной религиозно-мистической практики.
При всем многообразии вариаций мистико-аскетического учения в нем
выделились два основных направления - крайний и умеренный суфизм.
Сторонники крайнего (пантеистического) суфизма считали конечной целью
“пути к Богу” не только сближение с ним и его лицезрение, но и
“уничтожение”, “растворение” личности мистика в Боге. Это состояние
получило название фана (ар. - небытие, исчезновение). Крайние суфии
выдвинули концепцию особого экстатического состояния, когда устами мистика
начинал говорить Аллах. Выдающемуся суфию-пантеисту аль-Халладжу (858 -
922), выступавшему с публичными проповедями своих идей, принадлежит
известное высказывание “Я-Истина (Бог)”.
Сторонники умеренного суфизма считали совершенным видом знания об Аллахе
<тайное> мистическое (эзотерическое) знание и в то же время признавали
ценность формального знания, которое рассматривалось как отправная точка
для знания высшего порядка - знания суфиев.
Соединение исламского традиционализма с суфийскими идеалами связано с
именем одного из наиболее влиятельных мыслителей мусульманского
средневековья, крупнейшего теолога, философа и правоведа Абу Хамида аль-
Газали (1058 - 1111). Он утверждал, что суфийская теория и практика пол-
ностью соответствуют духу и основам мусульманской религии, доказывая
“праведность” суфизма с помощью соответствующего толкования Корана и
суннитских преданий о пророке Мухаммеде.
Мистический путь, а не философия с ее ненадежными... доказательствами, ведет нас
к совершенной истине.
Тайны этой науки не могут быть изложены на страницах книги, ибо знающие говорили:
“Раскрытие тайны божественного господства есть неверие”.
Практическую пользу суфизма аль-Газали видел в направленности этого
учения к нравственному совершенствованию, но отвергал суфийские идейные
построения о полном слиянии человеческой души с Богом и растворении в нем.
Выдающейся фигурой в истории суфизма является выходец из далусии Ибн
Араби (ум. 1240), творчество которого наложило неизгладимый отпечаток на
многие аспекты арабо-мусульманской культуры - теологию, философию,
поэзию. Его труды подвели итог более чем трехвековому развитию суфийской
мысли. Для него свойственно доведенное до крайности иносказательное
толкование Корана и Сунны. Искомую цель суфия он интерпретировал как со-
единение души с божеством, ее полное растворение в нем с утратой земной
призрачной индивидуальности. Ибн Араби известен прежде всего как создатель
весьма усложненного философско-пантеистического учения, получившего
название “единство и единственность бытия” (вахдат аль-вуджуд). Бытие, в
соответствии с этим учением, представляет собой проявление единой
“божественной сущности” в бесконечных и беспрестанно меняющихся образах
материального мира. Человека Ибн Араби представлял как “вселенную в
миниатюре”. Используя кораническую символику и мифологию, Ибн Араби
разработал учение об эпифании (ат-таджалли) - самопроявлениях абстрактного
Абсолюта в форме конкретных сущностей, учение о <совершенном человеке>
(аль-инсан аль-камиль), рассматривающее человека как “образ Бога” и
причину творения. Он также систематизировал суфийские представления об
иерархии святых-мистиков.
Достигнув в XIII-XIV вв. расцвета, философский суфизм позднее утратил
свои творческие потенции. Признанные суфийские авторитеты позднего
средневековья занимались главным образом популяризацией основ исламского
мистицизма.
Шиизм. В средние века шла интенсивная разработка воззрения в ее
религиозно-философской системе шиизма, разделившегося еще в VIII в. на два
основных течения - умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались
на многочисленные школы.
При существенных догматических различиях внутри шиитского ислама его
объединяло признание божественной природы верховной власти и
исключительного права на нее рода “четвертого праведного халифа” Али.
Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминание Али, то шиитские
комментаторы прибегли к аллегорическому толкованию отдельных коранических
выражений, чтобы обосновать право Алидов на верховное руководство
мусульманской общиной (имамат). Учение об имамате стало основополагающим
в шиизме. Руководители исламской общины (государства) - имамы из рода
Али - рассматривались как единственно законные и полномочные
представители Аллаха на земле. Расколы и разногласия в шиизме вызвал,
прежде всего, вопрос о передаче права на имамат тому или иному потомку Али.
Сторонники крайнего шиизма в своем большинстве проповедовали идею
обожествления Али и представителей его рода. Умеренные шииты (имамиты),
отвергая эту идею, ревностно защищали “божественную сущность” имамата и
представление об абсолютной непогрешимости и сверхъестественных знаниях его
носителей.
В религиозно-философской трактовке имамат предстает как важнейшая
космическая сила, как эманация вечного божественного света, а имамы - как
исполнители предписаний Аллаха, высшие непререкаемые авторитеты в делах
веры и мирской жизни.
ПОСЕЛЕНИЕ и Ашрам Приглашаем
всех, кто хочет посвятить свою жизнь
Всевышнему, познанию Истины и обретению
Просветления и Освобождения, принять
участие в работе по организации и строительству
поселения.