Открыть страницу в новом окне
Чтобы открыть страницу в новом окне, нажмите клавишу "Shift" и, удерживая ее, нажмите на ссылку.
Старайтесь не открывать больше 5 окон.
Дорогой друг! Введи свой e-mail и получи в подарок музыку для медитации высокого качества!
+ Получи пошаговое руководство - Уроки Высшей Йоги в серии писем, обучающих медитации!
Религии
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Предлагаем беглый обзор богатства и разнообразия духовных поисков народов, населяющих Индостан. Речь идёт не о веках, а о тысячелетиях развития религиозной мысли. Древнейшие археологические находки, по которым можно судить о верованиях тогдашних обитателей субконтинента, относятся к 3тысячелетию до н.э. Датирующиеся примерно 2000годом до н.э. изделия из Хараппа и Мохенджо-Даро (долина Инда) изображают быков и коров - символов мощи и плодородия; есть там изображения мужских и женских фигур с бычьими головами и хвостами; сцены борьбы людей с быками, прыжков через спины животных и т.п. Некоторые стилизованные изображения быка очень напоминают появившегося значительно позже в пантеоне индийских богов Шиву - рогатого бога с тремя лицами, сидящего на низком троне с ногами, сложенными в йоговской позе «лотоса».
Миграция ариев шла в Индию тремя волнами. Первая, судя по всему, вызвала падение цивилизации долины Инда, а потомки третьей волны создали ''РИГВЕДУ'' и три другие веды. Древние арии, как и их европейские сородичи - славяне, германцы и древние греки, - были язычниками, обожествляющими явления природы, животных, растения. У ариев был широко распространён ритуал священных жертвоприношений. Высшей, наиболее ценной для богов жертвой считался человек, а далее по нисходящей следовали: конь, бык, баран, козёл. Жертвоприношения сопровождались произнесением магических формул-заклинаний и завершались обильным пиршеством с жертвенным мясом и опьяняющим напитком - сомой. Руководили ритуальными церемониями жрецы, каждый из которых имел определённый ранг. Именно жрецы сочинили священные тексты гимнов ариев, сложившихся уже к 1 тысячелетию до н.э. в четыре веды. Считается, что их окончательная редакция произошла около 600г. до н.э. Важнейшая из них - «Ригведа», состоящая из 1028 гимнов. Три другие веды это: САМВЕДА, состоящая из 1549 гимнов, в которых варьируются основные темы «Ригведы»; ЯДЖУРВЕДА, существующая в нескольких вариантах и частично повторяющая «Ригведу», а частично состоящая из формул-заклинаний; АТХАРВЕДА, наиболее поздняя из вед. Она состоит из 731 заклинания и делится на 20 частей.
Мифология брахманизма в основном приняла всех божеств ведийского пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с которыми их поначалу связывали.
Появившиеся затем отшельники создали свои священные книги - араньяки («лесные книги»), ставшие основой упанишад - философских книг Древней Индии. Упанишады рассказывали о происхождении мира, о жизни и смерти, о том, как связан человек с богом, о загадочной загробной жизни. Согласно упанишадам, высшей объективной реальностью является БРАХМАН, но это не бог-творец, каким он предстаёт у некоторых современных авторов. Брахман не поддаётся словесному описанию и олицетворяет творческое начало, в котором всё возникает, существует и прекращает существование. С ним неразрывен АТМАН - символ субъективного психического начала, индивидуального бытия, души.
Основными божествами брахманизма являются ПРАДЖАПАТИ, ВИШНУ и РУДРА БРАМИНОВ приобрёл ещё более высокий ранг, чем Вишну, но теперь его чаще стали называть ШИВА.
Постепенно начинают приобретать большее значение божества, близкие и понятные простонародью, - женские божества плодородия, змеи, демоны. Растёт влияние Сурьи, продолжают занимать высокое положение Индра и Агни.
Эпоха, предваряющая возникновение новых религий - буддизма и джайнизма, была беспокойной, вселяла в людей неуверенность. Распадались крупные монархии, а княжества и малые республики вели между собой бесконечные междоусобные войны. В это время появились многочисленные секты странствующих проповедников, главной целью которых было достижение внутреннего спокойствия и освобождения от страданий, которые несёт жизнь. Главными их покровителями были торговцы и землевладельцы. Эти учителя пользовались и мифами веды, и упанишидами, и народными верованиями, делая акцент, однако, на этических принципах.
Одним из таких вновь появившихся учений стал буддизм, включивший в себя множество древних идей и выдвинувший идеи новые. Создание его приписывают исторической личности - принцу Гаутаме, прозванному БУДДОЙ - ''просвещённым'' (примерно 560-480г.г. до н.э.). Будда нашёл способ исключить из жизни страдания, победить страсти, достичь полного самоконтроля. Он же основал монашеский орден. В 3 веке до н.э. буддизм стал официальной религией почти на всей территории Индии и сохранил свои позиции примерно до 8 века. Потеряв своё значение в Индии, буддизм распространился в других странах Азии и входит ныне в число трёх наиболее популярных вероисповеданий.
Хотя Гаутама почти наверняка является исторической фигурой, его канонизированная биография носит все черты мифа.
Джайнизм появился, видимо, несколько раньше буддизма. В нём ещё сильнее, чем в буддизме подчёркивается роль аскезы, постов, запрет убийства живых существ, культ учителей.
Основателем джайнизма является МАХАВИРА Джинна (Великий герой), живший в 6 веке до н.э. и считающийся в джайнизме последним из 24 ТИРТХАНКАРОВ - Нашедших Брод, то есть сумевших вырваться из бесконечного круга перевоплощений, освободиться от кармы.
Позже джайнизм разработал весьма сложную космогонию и пантеон, в состав которого стали входить наряду с тиртанкарами 12 владык мира, а также боги, разделявшиеся на 4 главные категории и на ряд рангов - от богов-подметальщиков до бога всех богов Индры. По положению своему боги стоят ниже тиртанкаров, поскольку подчинены закону перевоплощений. Выйти из этого круга они могут лишь пройдя через воплощение человека.
Джайнисты почитают богинь Шри, Сарасвати, шестнадцать богинь знания, матерей тиртанкаров и восемь Матерей, наиболее популярная из которых - АМБИКА, изображающаяся верхом на льве, с ребёнком на коленях, с плодами манго в руке.
Для индийских религиозных систем характерна определённая их рыхлость, аморфность, терпимость к иным воззрениям, и потому термин ''индуизм'' следует понимать как определение целой группы верований, связанных почти идентичным пантеоном богов. Культы разных богов возникали, очевидно, сравнительно независимо, но, развиваясь в близких условиях, пользуясь одними и теми же источниками, они принимали схожую тактику: не отрицая существования божест-конкурентов, умаляя их могущество, занижать положение в иерархии богов, соответственно, значимость ''своего'' бога. Столкновения на религиозной почве, конечно, имели (и имеют) место, но ярости религиозных войн, характерных для монотеистических религий, не наблюдалось.
Полагают, что индуизм возник в ходе соперничества буддизма с брахманизмом на рубеже нашей эры. Наиболее полное определение понятия ''индуизм'' вбирает в себя всю сумму верований, представлений, легенд, обычаев, привычек народов Индии. Эта система включила в себя элементы доарийских верований, ассимилировала и приспособила к менявшимся условиям ведический пантеон, включила в него Будду, не оставила без внимания джайнизм и сикхизм, не демонстрировала идейного противостояния с мусульманством (в практике, как это часто случается, решающую роль играли отнюдь не идейные, а как нельзя более приземлённые интересы). Во всяком случае, во время религиозного праздничного шествия в современной Индии верующих ничуть не шокирует присутствие джайнов, сикхов и мусульман.
В заключение рассмотрения сложных и долгих процессов поиска народами, населяющими полуостров Индостан, религии наиболее подходящей их жизни (со всеми её особенностями), можно сказать, что за тысячелетия ''эволюции'' национальной индийской религии был пройден сложный путь. Индия прошла путь от примитивного язычества, с его кровавыми нравами, до индуизма - религии, вобравшей в себя опыт тысячелетий.
ПОСЕЛЕНИЕ и Ашрам Приглашаем
всех, кто хочет посвятить свою жизнь
Всевышнему, познанию Истины и обретению
Просветления и Освобождения, принять
участие в работе по организации и строительству
поселения.