Открыть страницу в новом окне
Чтобы открыть страницу в новом окне, нажмите клавишу "Shift" и, удерживая ее, нажмите на ссылку.
Старайтесь не открывать больше 5 окон.
Дорогой друг! Введи свой e-mail и получи в подарок музыку для медитации высокого качества!
+ Получи пошаговое руководство - Уроки Высшей Йоги в серии писем, обучающих медитации!
Религии
ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ
О начале развития религии мы можем судить из археоло-
гических раскопок. И первые представления о существовании религии
у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захо-
ронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки восприни-
мались, как свидетельства существования погребального обряда. На-
иболее известны из них погребения в гроте Мустье, пещере близ
Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гро-
те Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по этим небольшим свидетельствам
сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков.
Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду
(40 - 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в пещерах Франции -
Ла-Мут (долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пе-
щере близ Нио (в верховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной
Франции и Северной Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как
правило на рисунках изображены животные в большинстве своем весь-
ма реалистичные, но человеческие изображения очень условны, схе-
матичны, а еще чаще представляют собой фантастических зооантропо-
морфных существ, либо людей, наряженых в звериные маски. Можно
предположить, что эти изображения связаны с религиозными верова-
ниями первобытных людей.
Есть некоторые свидетельства существования культа Солнца.
Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в
виде креста в круге и т.п. Культ связан с занятием земледелием
человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.
Таким образом, Бог для тех людей представал в обличии пред-
мета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и пок-
лонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека.
Также можно судить о религии первобытного человека по племе-
нам настоящего времени, находящимся в похожих условиях. И опять
основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм.
Особенно ярко он выражен у народов Австралии. Эта форма религии,
заключается в том, что каждый род, племя магически-родственно
связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого члена
может быть свой тотем, существует также половой тотемизм, т.е.
один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качес-
тве могут выступать различные животные, значительно реже - расте-
ния, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в свя-
зи с его территориальным положением и образом деятельности
Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов
Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохра-
няются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода
и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки - встречается
наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище.
В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась ве-
ра в оборотничество у народов Америки.
Помимо этого проявление ранней стадии развития религии - это
анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки
анимизма - там подразумевается существование духов и взаимодейст-
вие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и мо-
гут вызывать дождь, лечить и пр. Также здесь существует вера в
магические предметы, способные влиять на человека.
У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яр-
кие анимистические понятия в Центральной части Меланезии - верую-
щие довольно отчетливо различают две категории духов: духи умер-
ших и духи природы. Первые связаны с культом предков, в котором
предки предстают как хранители обрядов и обычаев. Действие вторых
обусловлено явлениями природы. Но основной частью их религии яв-
ляется мана - сверхъестественная невидимая сила, отличаемая веру-
ющими от силы естественной. Мана имеет своим источником и духов и
людей. Она может действовать во вред и на пользу, и присуща лю-
дям, которые имеют успех в жизни, может также принадлежать от-
дельным предметам.
Шаманизм мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы,
калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). Функции шаман-
ства - лечение, охотничья и земледельческая магия.
У индейцев развито понятие личных духов-покровителей. Каждый
верующий имеет своего духа-покровителя, который приобретался во
время видений, возникших в процессе посвятительского обряда.
Кстати, у индейцев очень сильна вера в вещее значение сновидений.
В славянских вероисповеданиях мы опять встречаем анимистические
представления: домовой - дух, покровительствующий семье, леший
дух леса, водяной - дух водяной стихии, полудница - полевой дух.
Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сво-
рог, Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Ве-
лес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских
работ, прядения и ткачества.
Само понятие "бог" исконно славянское, общее для всех сла-
вянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С
течением времени представление об удаче, успехе, счастье, везении
связывалось с неким духом, дающим удачу. Другое общеславянское
обозначение сверхъестественного существа - бес, которое означало
всенеобъяснимое и страшное.
К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян
она была связана с народной медициной. Таким образом, славянам
помимо анимистических верований был присущ политеизм - более вы-
сокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформи-
ровавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы
и занятия человека.
ПОСЕЛЕНИЕ и Ашрам Приглашаем
всех, кто хочет посвятить свою жизнь
Всевышнему, познанию Истины и обретению
Просветления и Освобождения, принять
участие в работе по организации и строительству
поселения.