Открыть страницу в новом окне
Чтобы открыть страницу в новом окне, нажмите клавишу "Shift" и, удерживая ее, нажмите на ссылку.
Старайтесь не открывать больше 5 окон.
Дорогой друг! Введи свой e-mail и получи в подарок музыку для медитации высокого качества!
+ Получи пошаговое руководство - Уроки Высшей Йоги в серии писем, обучающих медитации!
Религии
РЕЛИГИЯ В РОССИИ
В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественныхотношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер складывающихся взаимоотношений между людьми, придерживающийсяразличных мировоззренческих ориентаций, в том числе между верующими и неверующими, между различными религиозными вероисповеданиями друг с другом иих отношений с государством в лице законодательной и исполнительной власти, между государством и неверующими.Нельзя сказать, что в наше время эти проблемы обострены до предела. Однако в общественной жизни страны в постсоветский период отчётливо проявляются тенденциик конфронтации, претензии одних на исключительное положение в государстве на правах “религии большинства”, “господствующей в данном регионе религии”,попытка создания политических объединений по вероисповедальному признаку для отстаивания интересов тех или иных религиозных организаций. Имеет место такжестремление использовать властные структуры государства для борьбы с ведущими активную миссионерскую деятельность нетрадиционными для России религиознымиорганизациями: католицизмом, кришнаизмом, мунизмом и т.д.
Определённые проблемы возникают между религиозными организациями и неверующими. Можно дажесказать, что на место “воинствующего атеизма” приходят элементы “воинствующего клерикализма”, которые проявляются в стремлении некоторых кругов религиозныхорганизаций насильственно навязать неверующим религиозные взгляды и нормы поведения. Подобные рецидивы встречаются в деятельности Русской православнойцеркви, но особенно широкоераспространение получили в регионах традиционного распространения ислама, ламаизма. Так в частности, предпринимаются попыткипоставить под вопрос светский характер школьного образования через введение цикла учебных дисциплин, таких как “Закон Божий”, “Основы религии”, изучениекоторых предполагает функции катехизации, то есть привлечение к религии на основе разъяснения основ вероучения. При этом игнорируется тот факт, что вданной школе, в данном классе обучаются дети, родители которых придерживаются различных мировоззренческих ориентаций неверующие, представители различныхвероисповеданий - ислам, иудаизма, православия и т.д.
Правовой основой разрешения всех этих проблем в современном Российском обществе может служить соблюдение принципа свободысовести. Совесть - это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себянравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. В самом общем виде принцип свободы совестиозначает признание права человека на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках, не в ущерб другим людям иобществу в целом. Таким образом, постановка вопроса о свободе совести означает постановку вопроса о духовной свободе человека, о возможности существованиядля индивида такой области духовной жизни, куда не в праве вторгаться никакая власть, никакие общественные или иные организации. Реализация принципа свободысовести означает признание необходимости установления в социальном взаимодействии в межличностных взаимоотношениях и в отношениях с властьюпринципа толерантности (терпимости).
В условиях сакрализованных обществ духовная жизнь человека целиком формировалась на основе той или иной религии. И проблема совестибыла исключительно религиозной проблемой. Поэтому исторически вопрос о свободе совести сформировался как вопрос о праве человека на выбор того или иноговероисповедания, на основе которого он мог формировать свои нравственные принципы. Таким образом, первоначально свобода совести означала свободувероисповедания. Борьбу за эту свободу в течение длительного времени вынуждены были вести люди, оказавшиеся по тем или иным причинам под властью людей,государственных структур, навязывающих им иное, чуждое им вероисповедание. Такую борьбу, например, вели евреи, когда их территория была покоренаримлянами. Христианство в Римской империи на первых порах было запрещено. И христиане, если они не отрекались от своей веры, подвергались гонениям.Раннехристианские мыслители - апологеты, отстаивали право для своих сторонников исповедовать христианство наравне с другими религиями.
Ситуация изменилась после того, как христианство стало господствующей религией Римской империи, а, затем, и других государствах Европы.В средневековой Европе католическая церковь была нетерпима ко всякому иноверию и жестоко преследовала его, не останавливаясь перед физическим уничтожениемтак называемых “еретиков”. В России в течении длительного времени существовала аналогичная ситуация. В “Уложении” от 29 января 1649 года царя АлексеяМихайловича в главе 1 о богохульниках и церковных мятежниках говорится: “Будет кто иноверцем, какие ни буди веры или и русский человек, возложит хулу на ГосподаБога и спася нашего Иисуса Христа или на рождённую его пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на святых Его угодников6 и про тосыскивати всякими накрепко. Да будет сыщется на то допрямо, и того богохульника, обличив, казнить, сжечь.” И это“Уложение” и другие законодательные акты в полной мере применялись в отношении старообрядцев, отказавшихся принятьнововведения Русской православной церкви. Таким образом в Средневековой Европе отклонение от господствующей веры рассматривалось как опасное государственноепреступление.
Идеология эпохи Возрождения в качестве одного из своих важных принципов содержала принцип веротерпимости. Практическое же отношениеэтих принципов началось в эпоху Реформации. В знаменитых 95 тезисах М.Лютера уже содержится по существу принцип свободы совести как свободы выборавероисповедания, беспрепятственного распространения Священного писания, вольной проповеди, свободы религиозных союзов. Принцип свободы совести получилсвоё теоретическое обоснование и развитие в работах философов Нового времени. Английский философ Джон Локк в своих письмах о веротерпимости выдвинултребование отделения церкви от государства. По его мнению государство должно предоставить людям праворелигиозного самоопределения, оно не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от определённой принадлежности к религии.Французский мыслитель Ф. Вольтер в 1763 году провозгласил, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы и никто не может принуждать егов вопросах веры. Каждому нужно разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Эти идеи получилизаконодательное закрепление во французской “Декларации прав человека и гражданина” (1794), положенный в основузаконодательства французского государства эпохи буржуазных революций, а также в Конституции США (1787) и американском Билле о правах (1794).
Россия позже других стран Европы пошла на признание принципа свободы совестивероисповедания. В “Своде законов Российской империи” изданных в 1875 году, все религии на территории страны делились на три группы: государственная(православное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианскаяцеркви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые (“секты” - духоборы, молокане, иудействующие, скопцы, иконоборцы). В “Уложении о наказаниях”особым видом государственного преступления объявлялось отвлечение и совращение из православия в другую веру, воспрепятствованиевоспитанию детей в православной или христианской вере, распространение ересей и расколов. К виновным в этих преступлениях применялась целая система карательных мер, вплоть до каторги и ссылки в Сибирь. Внеисповедное состояние государством вообще непризнавалось. В 1894 году к числу запрещённых религий причислены и так называемые “штундисты” - русское наименование баптистов и евангельскиххристиан. Их вероисповедание было объявлено вредным, а их молитвенные собрания запрещены.
После Февральской революции постановление от 20 марта 1917 года “Об отмене вероисповедных и национальных ограничений” ипостановление от 17 июля 1917 года “О свободе совести” были отменены все ограничения, связанные с вероисповеданием: на жительство,передвижение, приобретение права собственности, занятия ремёслами, торговлей, промышленностью, поступлением на государственную службу, на учёбу, участие ввыборах и т.д. Под свободой совести по-прежнему понимались свобода выбора вероисповеданий. При этом постановление Временного правительства оставлялинеизменным господствующее положение Русской православной церкви по отношению к другим религиозным организациям на том основании, что православие являетсярелигией большинства населения России. Внеисповедное состояние по-прежнему не признавалось.
После Октябрьского переворота и установления Советской власти был принят Декрет от 23 января 1918 года “Об отделении церкви отгосударства и школы от церкви”. В этом Декрете впервые провозглашалось, что все религии должны быть в равном положении и что каждый гражданин имеет правоисповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Таким образом, в этом документе впервые принцип свободы совести получил современную форму - онозначал не только свободу выбора вероисповедания, но и свободу не исповедовать никакой религии.
Декларация о свободе совести в СССР в значительной мере оставалась декларацией. Её провозглашали все конституции Советскогогосударства, а принимавшиеся в дополнении к конституциям правовые акты в значительной мере ограничивали реальные возможности религиозных организаций,содержали многочисленные запреты. Вопреки конституционным гарантиям, государство вмешивалось во внутренние дела религиозных организаций,стремилось оттеснить верующих граждан на периферию общественной жизни. В реальной практике существовали большие ограничения на различные формы деятельности дляверующих людей, религиозных активистов. Для них практически была закрыта возможность карьеры в организациях управления, в армии, в системе образования, здравоохраненият.д. Как отмечают историки-исследователи советского периода Российского общества, в идеологии и практике Советского государства был реализован такназываемый “государственный атеизм”. Однако, давая отрицательную оценку практике реализации свободы совести в СССР, следует признать положительноезначение той новой трактовке принципа свободы совести, которая декларировалась в официальных документах. Эта трактовка в последующем получила своёзакрепление в ряде международных документов и стала основой для признания принципа свободы совести в таком виде всем мировым сообществом.
ПОСЕЛЕНИЕ и Ашрам Приглашаем
всех, кто хочет посвятить свою жизнь
Всевышнему, познанию Истины и обретению
Просветления и Освобождения, принять
участие в работе по организации и строительству
поселения.