Открыть страницу в новом окне
Чтобы открыть страницу в новом окне, нажмите клавишу "Shift" и, удерживая ее, нажмите на ссылку.
Старайтесь не открывать больше 5 окон.
Дорогой друг! Введи свой e-mail и получи в подарок музыку для медитации высокого качества!
+ Получи пошаговое руководство - Уроки Высшей Йоги в серии писем, обучающих медитации!
Религии
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства иобщественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иныхсоциальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объёму совпадала с другими социальными группами - племенами, родом, соседской общиной и т.п. Однимиз существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.
Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций приотправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ведущую роль в культовой деятельности играютлибо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют всё более важную роль в обрядах. Постепенно врелигиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятуютаким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.
Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозныхпредставлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулирования помыслами и поведением людей в интересахправящих кругов, доказательству сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельныесистемы культовых действий - богослужение и вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации. Жреческая корпорация - это непросто профессиональнаяорганизация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка, или точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословияпроисходит не одинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей,специализирующихся в данной области, и передающая своё знание и социальное положение по наследству. В других странах это сословие образует замкнутуюкасту, занимающую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).
Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. Здесь ещё осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулированияи культовой практика. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определённой степени является составной частью государственного аппарата. Но экономическая мощьхрамов и роль жречества какобладателя и распределителя этого богатства создаёт основу для его автономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное “государство вгосударстве”.
Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определённых целей,ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1) Выработка систематизированного вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осуществление культовой деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозныхнорм; 5) Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого являетсяусиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социальногослоя, противостоящего основой массе верующих - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредотачивают в своих рукахвсю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт.Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которыхсвязано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, науровне церкви уже чётко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиознойинформации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций.Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует системанормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиознойдеятельностью.
Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержаться вразличного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими,священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организацийи структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.
Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями иверующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило,имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той илииной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строгоконтролируемой членство.
Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюциисоединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ отполитики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же её сближаетпринцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок иценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношение различного типа религиозных организаций представлено в таблице №1.
Необходимо иметь в виду, что приведённая классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществепостоянно продолжают идти церковно-образовательные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы, секты в процессе своей эволюциимогут превратится в церкви. Так, например, возникли и христианство, и ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы и образуютсекты.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод , что развитые религии представляют собой довольно сложное структурированноеобразование, включающее в себя три основных элемента - религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации.Тесным образом связанные ивзаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему.
ПОСЕЛЕНИЕ и Ашрам Приглашаем
всех, кто хочет посвятить свою жизнь
Всевышнему, познанию Истины и обретению
Просветления и Освобождения, принять
участие в работе по организации и строительству
поселения.